В начале октября на вечерних торгах Sotheby’s работа Дженни Савиль была продана за рекордные для «женского сегмента» 9,5 миллионов фунтов (12,4 млн долларов). Что стоит за впечатляющим результатом? Пять фактов об авторе.
Факт 1: автопортрет
Начнем с предмета разговора — полотна, уже вошедшего в историю. На недавних лондонских торгах Sotheby’s был побит аукционный рекорд стоимости на произведения авторов-женщин. Новую планку задала Дженни Савиль с автопортретом под названием Propped. Картина была написана маслом в 1992 году. Ее основная идея — на холсте, поверх обнаженной фигуры художницы, которая смотрит на себя в зеркало, проступает строчка из эссе франко-бельгийской феминистки Люс Иригарей. Но сам текст сложно разобрать, так как предназначен он для центральной героини.
Факт 2: о цене и интуиции
Феномен Савиль для всего мира открыл знаменитый коллекционер и арт-дилер Чарльз Саатчи. В середине девяностых он приобрел у нее этот автопортрет чуть меньше, чем за 7 000 долларов. 25 лет спустя за полотно на аукционе разворачивается ожесточенная борьба между пятью участниками торгов, и оно устанавливает рекорд — 12,4 млн долларов. В профессиональном чутье Саатчи не откажешь! Примечательно, что средства от продажи пошли в фонд содействия современному искусству Teiger Foundation for the Support of Contemporary Art. До этого момента самым дорогим «женским» полотном была работа Кэди Ноланд, Bluewald, за 9,8 млн долларов.
Факт 3: сподвижники
Но вернемся к самому автору. 48-летняя британка, родившаяся в Кембридже, Дженни Савиль принадлежит к группе «молодых британских художников». Как и ее легендарные сподвижники — Трейси Эмин и Дэмиен Херст — она «проснулась знаменитой» в 1992 году после выставки, организованной Саатчи в Королевской академии художеств.
Факт 4: неопределенный пол
В фокусе внимания Савиль всегда была монументальная, оплывшая фигура человеческого тела, значительно превышающая реальные размеры. Не случайно, кто-то из критиков даже назвал ее «современным Рубенсом». В середине 1990-х художница решила сменить фокус в работах — и начала наблюдать за сотнями пластических операций. Так ее наброски стали включать сюжеты о липосакции, травмах и откровенные обнаженные тела транссексуалов.
Факт 5: коллаборация
Дженни Савиль не чуждо сотрудничество с модными брендами. В 2014 году вместе с дизайнером Клэр Уэйт Келлер, которая возглавляла в то время бренд Chloe, она выпустила серию платков.
Источник: Elle