Завершился первый сезон уникального для Украины музыкального проекта – выступления камерного оркестра NovaSinfoniettaпод управлением известного в мире украинско-американского музыканта, гражданина мира и артиста Steinway. О первых результатах и тенденциях музыкального рынка – в интервью с руководителем, Станиславом Христенко:
— Какие итоги первого сезона NovaSinfonietta?
— На самом деле, я подвожу итоги после каждого концерта, потому что каждое выступление- это шаг вперед. Впервом сезонебыло только4 концерта: 2 из них – образовательные, где была современная музыка, в рамках подпроекта NovaSinfoniettaArtTalk– осенью. Весной мы выступали на фестивале KharkivMusicFestс произведениями Баха и современных композиторов. Концерт на прошлой неделе – романтическая и барочная музыка. Мы ездили в Киев, выступали в прямом эфире. В следующем сезоне, надеюсь, что увеличим количество концертов в разы.
— Вы планируете, чтобы оркестранты работали только в этом проекте?
— Формат проекта NovaSinfoniettaтаков, что музыканты приглашаются на каждый из концертов, и нет системы заработных плат. Концертов у нас пока немного, однако, в дальнейшем, с увеличением количества выступлений, надеюсь, мы сможем рассчитывать на полную занятость музыкантов именно в этом проекте.
— Формат камерного оркестра NovaSinfonietta– новаторский для Украины, какие задачи — ближайшие?
— На данный момент такой формат камерного оркестра — западный. В Британии этот формат особенно распространен: поконцертная оплата, когда каждый раз можно менять состав. В этом есть свои «плюсы» и «минусы». В нашем же случае, мы можем решать, как действовать дальше: я каждый раз делаю анализ прошедшего — хорошего и плохого, — и понимаю, что конкретно в следующий раз надо попробовать по-другому.
Из задач — надо привлекать молодежь и работать над профессиональным уровнем коллектива.В составе оркестра — оркестранты от 18 до 40 лет. Средний возраст музыкантов оркестра — около 30 лет. Кроме профессиональных музыкантов, играющих в симфонических оркестрах города, с нами сотрудничают студенты и недавние выпускники консерватории.
— Вы не раз говорили, что проект ориентируете на молодежную аудиторию. Кто приходил на концерты в этом сезоне, ведь в нашей стране традиционно классика — для более «взрослой» публики?
— Это в нашей стране так, к сожалению. В мире бывает по-разному, надеюсь, что постепенно ситуация будет меняться. Среди молодежи серьезная музыка не очень популярна, потому что в оркестре — мало молодых, и вся система не обращена к этой аудитории. То, что мы играем по планшетам, уже это, может быть, интереснее для молодежи. Они могут понять, что мы такие же люди, коллеги, и мы живем в этом мире в том же формате, двигаемся. Поэтому я надеюсь, что постепенно публика будет «молодеть».
— У Вас и у музыкантов – разный социальный опыт, как Вы находите общий знаменатель?
— Я, честно говоря, не вижу проблем, у нас есть музыка, которая нас объединяет.
— Как реагируют оркестранты на то, что Вы предлагаете играть незнакомую современную западную классику?
— Гораздо лучше, чем это бы восприняли представители старшего поколения.
— Какие страны и время охватил репертуар NovaSinfonietta?
— Мы вырабатываем сейчас направление, понимая, что современная музыка бывает разной. Мы стараемся играть тех композиторов, которые “продаются” иизвестны в мире. Для меня — это критерий. Первая наша программа включала американскую музыку, вторая — восточно-европейскую, третий концерт — Баха и современных авторов, на прошлой неделе была романтическая норвежская, венгерская музыка и барочные произведения.
Есть много ниш в музыке, которые не заполнены. Я уверен, что барочный бум в Европе и США, не может не отозваться в сердцах украинцев.
— Из этих произведений, на Ваш взгляд, что больше всего понравилось публике?
— Последний концерт, программа мейнстрим, скажем так, с идеей показать, что мы играем не только новое и непонятное. С точки зрения восприятия, это была наиболее доступная для людей программа.
— Вы как гражданин мира и музыкант мира, что бы Вы переняли из моды на классику в Европе и США?
— Если вы спросите за рубежом об этом, многие скажут, что дела плохо идут, но все познается в сравнении.
— Но там — классическая музыка собирает залы, это стоит дорого, востребовано публикой с доходом «выше среднего» …
— Да, это так. Но дело не в том, что мы живем на постсоветском пространстве, а они – в Европе. На самом деле, и в России, прежде всего, в Петербурге и Москве, есть публика. Система так построена, что это — государственные капиталовложения, сложно в один момент поменять привычный уклад, в той же Западной Европе. Это большая статья бюджета, важная часть экономики страны.
Везде конкурировать нелегко: есть интернет, кино, театр, надо, чтобы люди вообще обратили внимание на музыку. Для этого следует создавать продукт высокого качества, в Украине — создавать рынок. Пока это национальная проблема. Это постепенный процесс. Сначала люди должны прийти, и им надо понравиться. На это уйдут годы и годы.
— В Украине сейчас думают над новой системой образования, и Ваш проект как часть музыкального и общего образования как раз – в том же направлении….
— Воспитывать, конечно же, надо с детства. — У нас образование для детей — в планах, потому что без этого не будет полноценного воспитания слушателя. Сейчас мы планируем проекты для школьников и молодежи. Я не говорю, что мы собираемся пропагандировать профессиональное образование, но наша задача — воспитать слушателя, разбирающегося в музыке и искусстве. В данный момент в Харьков практически не приезжают музыканты высшего мирового эшелона, поэтому у людей низкий интерес и к собственному музыкальному продукту. Получаетсяобщество, закрытое для внешнего мира.
— На Западе часто классику заменяет crossover…
— Почему заменяет? Одно другого не касается. Это более массовое. Есть несколько точек зрения. Например, что нужно приглашать людей сначала на рок-хиты в исполнении симфонического оркестра, тогда люди придут и на классический концерт. Я много ездил и общался с менеджментами оркестров.Большинство говорили, что только несколько человек переходят, а в основном, – это совершенно разные аудитории.
— В каких городах Вы бы хотели гастролировать с оркестром?
— Везде, где интересно. Гастролировать – это непросто. Надеюсь, что мы все–таки поедем и на Запад. С точки зрения обмена опытом, это важно. Я надеюсь, что темпы увеличатся. Ищем новых людей, которым будет интересно проводить время профессионально и творчески с нами.
— Когда начнете следующий сезон?
— В начале октября. Программа будет иная. Есть несколько интересных коллабораций и жанров, надеюсь, что мы удвоим, как минимум, количество мероприятий.
Источник: http://luxpersons.com